Аничков дворец - один из старейших и самых значимых императорских дворцов Санкт-Петербурга, расположенный у Аничкова моста на набережной реки Фонтанки. Я там недавно побывала и расскажу, как в него попасть и что интересного там можно увидеть.
Я часто проходила по Невскому мимо этого дворца и даже не подозревала, что в него можно попасть и что там сохранилось так много интерьеров. О том, что во дворец можно попасть, я узнала из интернета, когда искала информацию по всем дворцам Санкт-Петербурга. Причем билет на экскурсию можно купить на официальном сайте Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, который сейчас располагается в здании Аничкова дворца.
Аничков дворец, где находится, как попасть
Аничков дворец находится на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки, рядом с Аничковым мостов. Вход на территорию дворца со стороны Невского проспекта. До дворца можно добраться на машине, на метро, на автобусе и на троллейбусе.
Ближайшая станция метро - это Гостиный двор, от него идти буквально пять минут. Остановка общественного транспорта находится рядом с дворцом. Здесь ходят:
- автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191;
- троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Попасть во дворец, с целью посмотреть интерьеры можно только с экскурсией, даты и время проведения экскурсий можно посмотреть на официальном сайте дворца и там же можно купить билет. Билет стоит для взрослых — 500 рублей, для школьников и студентов — 200 рублей. Экскурсия длится 1,5 часа.
Аничков дворец в Санкт-Петербурге, история
Аничков дворец в Санкт-Петербурге - один из старейших и значимых дворцов города, построенный в 1741–1756 годах по указу императрицы Елизаветы Петровны. Проект первого здания разработал архитектор Михаил Земцов, который умер в 1743 году, после чего строительство продолжил Григорий Дмитриев, а завершил и изменил проект знаменитый Франческо Бартоломео Растрелли.
Дворец был возведен на пересечении реки Фонтанки и Невского проспекта, при этом главный фасад обращен к Фонтанке, а не к Невскому - это связано с тем, что в середине XVIII века Невский проспект еще не был главной улицей города, и многие гости прибывали во дворец по воде. Здание имеет Н-образный план и сочетает в себе черты елизаветинского барокко и классицизма.
Первым владельцем дворца был фаворит Елизаветы Петровны граф Алексей Разумовский. После его смерти дворец перешёл к его брату, а затем в 1776 году Екатерина II выкупила дворец и подарила его своему фавориту Григорию Потемкину. Для Потемкина дворец был перестроен архитектором Иваном Старовым в стиле раннего классицизма, что изменило облик здания, сделав его более строгим и монотонным по декору.
В XIX веке дворец служил резиденцией императорской семьи и местом проведения придворных балов и маскарадов. После революции 1917 года в здании разместился Музей города, а с 1937 года - Дворец пионеров, ныне Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.
Аничков дворец, что посмотреть
Архитектурный стиль Аничкового дворца сочетает элементы елизаветинского барокко и классицизма. Здание имеет Н-образный план: роскошная центральная часть соединена с двумя боковыми флигелями, украшенными ребристыми куполами. Главный фасад обращен к реке Фонтанке, что связано с тем, что во время строительства Фонтанка была границей города, и дворец принимал гостей, прибывавших водным путем.
Противоположный фасад выходит в сторону сада, который когда-то был обширным и украшен скульптурами и павильонами. Фасады дворца отличаются витиеватыми наличниками, балюстрадами и декоративными вазами.Композиция здания включает три этажа, парадные залы, обширный регулярный сад с прудом и павильонами.
Интерьеры дворца неоднократно менялись, и от первоначального богатого барочного убранства почти ничего не сохранилось, за исключением Желтоколонного и Белого залов. В Аничковом дворце сейчас можно увидеть как парадные интерьеры XVIII–XIX веков, так и уникальные советские художественные росписи. Сегодня во дворце проводятся экскурсии, где можно увидеть парадные залы, библиотеку, Дубовый кабинет Александра III, Зимний сад и уникальную роспись в Комнате сказок.
Сбор на экскурсию проводится внизу в фойе дворца. Сначала показывают комнаты сказок, которые находятся на первом этаже рядом с парадней лестницей. Комната сказок в Аничковом дворце - уникальное помещение, расписанное в 1930-х годах мастерами из Палеха в технике лаковой миниатюры на яичных желтках.
Художники создали монументальные композиции на стенах двух комнат, изображая персонажей русских сказок и произведений А. С. Пушкина и М. Горького. В одной из комнат можно увидеть сюжеты из «Сказки о рыбаке и рыбке» и поэмы «Руслан и Людмила», выполненные художниками Иваном Зубковым, Александром Котухиным и Аристархом Дадыкиным.
Инициатором создания этих залов выступил писатель Максим Горький, который был связан с Палехом, и поддерживал мастеров древней живописи. Для росписи использовалось более 20 тысяч яичных желтков, а белки пустили на изготовление безе в специально организованном кондитерском цехе во дворце.
Комната сказок является важным памятником советского монументального искусства и одним из самых известных и посещаемых залов Аничкова дворца. Сегодня её можно увидеть в составе музейной экспозиции дворца, посвященной истории здания и его культурному наследию.
После осмотра комнат сказок поднимается по парадной мраморной лестнице на второй этаж. Приёмная в Аничковом дворце - это первое помещение, куда попадают посетители после подъёма по парадной лестнице, ведущей с вестибюля. Лестница, недавно отреставрированная, выполнена в светло-голубых и розовых тонах, с мраморными вазонами в античном стиле и декоративной лепниной, что подчёркивает парадный и торжественный характер входа во дворец.
Приёмная сама оформлена в спокойных голубых оттенках, стены украшены панелями и окнами со шторами в тон. Особенностью интерьера является необычная люстра с основанием в виде ананаса - символа гостеприимства и богатства, изготовленная на Императорском заводе по заказу Александра III.
Потолок приёмной украшен красивой росписью, на которой можно увидеть дату 1936 года и символы советской эпохи (серпы, молоты, колосья), что отражает историю дворца в XX веке. На стенах приемной висят портреты известных выпускников нынешнего Дворца творчества юных - актеров, политиков, спортсменов, что подчеркивает современное культурное значение здания.
Дальше мы проходим в Зимний сад. Зимний сад - помещение в стиле Людовика XVI с мраморными подоконниками, лепниной и позолоченными светильниками, восстановленное в историческом виде конца XIX века.
Зимний сад Аничкова дворца - это парадное помещение, пристроенное в 1875 году по проекту архитектора Карла Рахау к портику главного фасада дворца. Он расположен над парадным подъездом и представляет собой светлое, украшенное помещение, предназначенное для отдыха и прогулок в зимнее время.
В 1884 году по желанию императора Александра III архитектор Максимилиан Месмахер разработал проект нового оформления Зимнего сада, благодаря чему интерьер приобрел изысканный вид, характерный для конца XIX века. В отделке использовались мраморные подоконники, лепной декор, позолоченные бра и зеркала в золоченых рамах, а также декоративные композиции из туфа для растений.
Зимний сад неоднократно реставрировался, в том числе в 2021–2022 годах, когда была восстановлена цветовая гамма интерьера и отреставрированы мраморные и паркетные полы, штукатурка, лепнина и монументальная живопись. В советское время, когда во дворце размещался Дворец пионеров, Зимний сад также использовался для различных культурных и образовательных мероприятий.
Рядом с зимним садом находится вторая приемная, отличительной особенностью которой являются изящные торшеры и люстра из рубинового стекла. Из приемной проходим в Танцевальный зал. Танцевальный зал, или Белоколонный зал, — это парадное помещение Аничкова дворца, традиционно используемое для балов, концертов и торжественных мероприятий.
Зал отличается величественной архитектурой: высокие белые колонны, просторное, светлое пространство и изысканное оформление создают атмосферу торжественности и элегантности. В современном дворце зал активно используется для занятий хореографией, репетиций и выступлений ансамблей, таких как студия танца и пластики «Метаморфозы».
Здесь проходят концерты, творческие вечера и фестивали, а также различные культурные события для детей и молодежи. Белоколонный зал — это не только архитектурная жемчужина, но и живое сердце дворца, где традиции соединяются с современным творчеством. В него можно попасть также во время проведения концерта.
Дальше мы проходим в Золотую гостиную. Золотая гостиная Аничкова дворца - одно из самых роскошных и изысканных помещений дворца, оформленное в классическом стиле барокко. Она является первой в садовой анфиладе бельэтажа и была декорирована в 1809–1811 годах архитектором Луиджи Руска.
Стены гостиной были покрыты блестящим желтым штофом (тканью), что придавало залу богатый золотистый оттенок и особое сияние. Зеркала в зале оформлены в золоченых рамах, усиливающих эффект роскоши и визуального расширения пространства.
Потолок украшен лепниной с античными сюжетами, подчеркивающей классический стиль оформления. В интерьере использованы изящные декоративные элементы, характерные для эпохи начала XIX века, что создает атмосферу парадности и торжественности.
Золотая гостиная была центральным и самым дорогим помещением в анфиладе, где принимали важных гостей и проводили официальные приемы. Сегодня в ней проходят выставки и культурные мероприятия, а посетители могут ознакомиться с историей дворца и его художественным убранством.
Из Золотой гостиной попадаем в библиотеку Александра III. Библиотека Александра III - двухъярусное помещение с резным деревянным потолком, камином из зелёного и белого мрамора, книжными стеллажами и потайной дверью, придающей залу особую атмосферу.
Библиотека Александра III в Аничковом дворце была переведена сюда в 1866 году из Зимнего дворца, когда великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) получил дворец в качестве свадебного подарка от отца, императора Александра II. Первоначальные работы по обустройству помещения начал архитектор Эдуард Жибер, а в 1868 году их продолжил и завершил архитектор Иван Монигетти, оформив библиотеку в стиле ренессанса.
Интерьер библиотеки отличается изысканностью и функциональностью: в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова, что придавало помещению особую атмосферу. В библиотеке хранилось собрание книг великого князя, а также регулярно проходили заседания Русского Исторического Общества, где обсуждались важные исторические вопросы и публиковались документы с поддержкой Александра III.
Библиотека занимала особое положение среди императорских библиотек и управлялась специально назначенными секретарями и советниками, что подчеркивало ее статус и значение в культурной жизни дворца. Сегодня в бывшей личной библиотеке императора размещается читальный зал библиотеки дворца, где занимаются учащиеся Аничкова лицея.
Из библиотеки возвращаемся назад и, пройдя через золотую гостиную, идем по анфиладе парадных покоев. За Золотой гостиной идет Голубая гостиная, затем Малиновая гостиная, которая была кабинетом цесаревны Марии Федоровны. В Малиновой гостиной на каминной полке стоит интересная скульптура “Девочка в шали”.
Дальше идет уборная Марии Федоровны. Заканчивается парадная анфилада спальней Марии Федоровны. А из спальни, пройдя через небольшой коридорчик, мы попадаем в Дубовый кабинет Александра III.
Дубовый кабинет Александра III в Аничковом дворце - это исторический интерьер, сформировавшийся при императоре Александре III, который получил дворец в качестве свадебного подарка от отца. Отделку кабинета поручили архитектору Эдуарду Жиберу, который использовал дуб в качестве основного материала для отделки стен, мебели и декоративных элементов, оформляя помещение в стиле короля Людовика XIII.
Кабинет представляет собой угловую комнату на втором этаже с окнами, выходящими в сад и на Невский проспект. Интерьер сохранился без существенных изменений и отличается массивной дубовой мебелью, резным декором и текстилем, соответствующим стилю конца XIX века.
В кабинете находился рабочий стол императора, кресло с полукруглой спинкой и стул для докладчиков, а также освещение в виде электрических ламп и канделябров со свечами. На стене висел портрет Александра III в датском мундире кисти В. Серова, который оставался в кабинете вплоть до начала 1930-х годов.
После долгой реставрации, длившейся около 10 лет, кабинет был открыт для посетителей в конце 2015 года, что позволило увидеть его в обновлённом виде с сохранением исторической аутентичности. Сегодня Дубовый кабинет входит в состав экскурсионной программы Аничкова дворца и является одним из ключевых парадных интерьеров, демонстрирующих быт и стиль жизни императорской семьи в конце XIX века.
Основные выводы
Аничков дворец - не только выдающийся памятник архитектуры и истории, но и важный культурный центр современного Санкт-Петербурга, открытый для посещения и экскурсий. Во дворце проводится много различных мероприятий для детей и взрослых.
Это просто замечательно, что такие великолепные интерьеры не спрятаны ото всех, как это делается в большинстве учреждений, занимающих старинные питерские особняки. Экскурсии проходят довольно часто, экскурсия длительная и очень интересная. На ней подробно рассказывают об истории как самого особняка, так и о его владельцах.
Экскурсия мне очень понравилась, всем рекомендую. Нам всем очень повезло, что во дворце так хорошо сохранились царские интерьеры и мы можем свободно ими любоваться. А вы были в Аничковом дворце? Что вас там больше всего поразило? Если у вас остались какие-то вопросы, пишите, всем отвечу.
Оставить комментарий