Особняк Румянцева, расположенный на Английской набережной в Санкт-Петербурге, является одним из наиболее значимых архитектурных и культурных памятников города. Сейчас там находится музей истории Санкт-Петербурга. Я там недавно побывала и расскажу вам, как добраться до особняка, сколько стоит билет и что интересного там можно увидеть.
Гуляя по Английской набережной, я давно обратила внимание на величественное здание с колоннами, на котором было выбито “Особняк Румянцева”. На сайте музея было написано, что там проводятся экскурсии по исторической части особняка, в один из выходных я и сходила на экскурсию.
Где находится особняк Румянцева и как до него добраться
Особняк Румянцева находится в центре Санкт-Петербурга по адресу Английская набережная, д. 44. До него можно добраться на машине, на метро, на автобусе и на троллейбусе. Приезжая на машине, учтите, что рядом с особняком, остановится скорее всего не получится, так как там очень оживленное движение и много машин, кроме того, стоянка в центре города платная.
Ближайшее метро - это станция Адмиралтейская. От нее идти пешком около 30 минут. Ближайшая автобусная и троллейбусная остановка находится на площади труда. Здесь останавливаются:
- автобусы № 6, 100, 262;
- троллейбус № 12.
Особняк Румянцева входит в состав Государственного музея Санкт-Петербурга. Особняк открыт для посетителей ежедневно, кроме среды, с 11:00 до 18:00, вторник с 11:00 до 17.00. Билет для взрослых стоит 400 рублей, для детей и пенсионеров - 250 рублей.
Посетители могут увидеть Парадную Невскую анфиладу в рамках специальных экскурсий, которые проводятся каждую субботу и воскресенье в 13:00. Эти экскурсии позволяют познакомиться с историей здания и его владельцами, а также увидеть многие уникальные интерьеры, которые не входят в обычный экскурсионный маршрут. За экскурсию дополнительно платить не надо, группа формируется у кассы перед экскурсией.
Экскурсии по особняку проводят и туристические компании. У них группы поменьше и рассказывают они больше, к тому же экскурсии проводят не только по выходным. Хорошие экскурсии по особняку Румянцевых есть у турфирмы Tripster.
Кроме экскурсии по парадным залам, в музее проводится много тематических экскурсий, лекций и мастер-классов. Также здесь проходят концерты и даже балы. Подробную информацию по проводимым мероприятиям можно найти на официальном сайте Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
История особняка Румянцева
Особняк Румянцева, расположенный на Английской набережной в Санкт-Петербурге, имеет богатую историю начиная с середины XVIII века. Первый каменный дом на этом участке был построен в 1730–1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. В те времена набережная была плохо укреплена, и стоящие здесь дома часто затоплялись.Здание было построено в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына и первоначально было двухэтажным.
В 1770-х годах особняк был перестроен по проекту архитектора Ж.-Б. Вален Деламота для Александра Михайловича Голицына. После этого дом был продан. С 80-х годов XVIII века до начала XIX века особняком владели представители английского купечества.
В 1802 году особняк приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, видный государственный деятель и меценат. При нем здание было реконструировано в стиле классицизма, превратившись в парадный дом аристократа. В 1824 году архитектор Василий Глинка создал новый фасад особняка, который включал двенадцатиколонный портик с коринфскими колоннами и горельефом «Аполлон-Мусагет».
В 1831 году братом Н.Н. Румянцева С.П. Румянцевым в особняке был открыт первый в России частный публичный музей — Румянцевский музей. После смерти С. П. Румянцева денег на содержание музея не хватало, и в 1861 году музей был перевезен в Москву, а его коллекции стали частью Российской Государственной библиотеки и Музея Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Здание особняка неоднократно перепродавали, пока его не приобрели герцоги Лейхтенбергские — потомки правящих династий России и Франции. Здание еще раз кардинально перестраивается. Герцогам Лейхтенбергским и их потомкам особняк принадлежал с 1880 по 1916 год, потом был продан Обществу товарных складов, страхования и транспортирования товаров. После революции особняк национализировали.
С 1938 года в здании размещается музей истории и развития Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился стационар для музейных работников, а после войны, в 1955 году, в особняке был открыт музей, ставший частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Особняк Румянцева в Санкт-Петербурге, что посмотреть
Сегодня в особняке Румянцева расположен филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга, который продолжает музейную традицию, начатую Румянцевыми, рассказывая об истории города и его культурном значении. Здесь разместились три основных экспозиции:
- История особняка, рассказывающая об истории самого особняка и его владельцах;
- Ленинград в годы войны, отражающая жизнь города в блокаду;
- НЭП и этюды из 1930-х годов. Эта экспозиция посвящена жизни города в начале 20 века;
- Коммунальный рай, или Близкие поневоле. Эта экспозиция представляет собой реконструкцию типичной ленинградской коммунальной квартиры.
Здание особняка четырехэтажное. На первом этаже разместились касса, гардероб, служебные помещения и 3 комнаты с сохранившимися интерьерами. На втором этаже разместились парадные комнаты и экспозиция, посвященная блокаде Ленинграда. На третьем этаже - экспозиция посвященная НЭПу, а на четвертом - экспозиция, посвященная коммунальным квартирам.
Исторические интерьеры в особняке Румянцева
Особняк Румянцева в Санкт-Петербурге сохранил несколько уникальных интерьеров до наших дней, несмотря на многочисленные изменения и реставрации. Некоторые интерьеры, выходящие окнами на Неву, были воссозданы по состоянию на 1880-е годы. Это было сделано в рамках реставрационных работ, целью которых было сохранение исторического облика особняка.
Парадные залы особняка Румянцева в Санкт-Петербурге являются одним из наиболее интересных и роскошных элементов его интерьера. Посетители могут увидеть роскошные комнаты, включая парадную Невскую анфиладу с огромным зеркалом начала ХХ века, Дубовый кабинет, Черный кабинет и Белый зал.
Начинается историческая часть с парадной лестницы. Парадная лестница в особняке Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге является одним из наиболее впечатляющих элементов интерьера этого исторического здания. Она была создана в 1884 году архитектором Александром Александровичем Степановым при перестройке особняка для герцога Лейхтенбергского.
Лестница выполнена из белого каррарского мрамора и имеет уникальную конструкцию, известную как «ползучий свод». Она не имеет видимых несущих наклонных балок, что создает впечатление, будто ступени висят в воздухе. Лестница ограждена позолоченными металлическими балясинами, украшенными акантовыми и лавровыми гирляндами. На верхней площадке находится позолоченный вензель Лейхтенбергских.
Лестница была построена вместо старой трёхмаршевой лестницы, созданной в 1863 году архитектором И.А. Цимом. Для её строительства было расширено лестничное пространство в сторону двора. Парадная лестница является единственной из трёх подобных лестниц в Санкт-Петербурге, сохранившихся до наших дней. Она пережила Великую Отечественную войну и остаётся важной частью культурного наследия города.
В парадной гостиной на втором этаже сохранились лепные розетки в виде цветочных венков на потолке и лепной декор с охотничьими мотивами. Гостиная была оформлена в стиле «Людовика XVI» в 1884 году архитектором А.А. Степановым. Здесь также находится уникальное зеркало площадью почти 18 кв. метров, заключенное в лепную золоченую раму. Это одно из немногих в городе зеркал такого размера, выполненных единым стеклом.
Рядом находится Музыкальный зал, он был создан объединением нескольких комнат и оформлен в духе историзма. Стены расписаны под желтый мрамор, а лепной декор напоминает стиль «Людовика XV». Там можно увидеть роскошную мебель тех времен. Чуть дальше находится Белый зал, он оформлен в классическом стиле и включает в себя лепной декор и другие элементы, характерные для эпохи. Зал огромный, раньше там проводились балы и приемы.
Дубовый кабинет в особняке Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге является одним из наиболее интересных и уникальных интерьеров этого исторического здания. Он находится на первом этаже и был создан в 1884 году для герцога Е.М. Лейхтенбергского по проекту архитектора А.А. Степанова.
Нижняя часть стен кабинета оформлена дубовыми панелями, а верхняя часть — тисненой кожей, расписанной в красно-золотистых тонах. Потолок кабинета выполнен с кессонами и украшен резными кронштейнами. Украшением кабинета стал резной дубовый камин с витыми колоннами. В кабинете висели парадные портреты родителей хозяина особняка — герцога Максимилиана Лейхтенбергского и его супруги великой княгини Марии Николаевны.
В советское время в Дубовом кабинете устраивались камерные концерты, и эта традиция продолжается до сих пор. Здесь часто выступают музыканты, и кабинет остаётся популярным местом для культурных мероприятий.
Черный кабинет также является частью парадных помещений и представляет собой уникальный пример интерьерного дизайна того времени. Он назван так из-за мебели, выполненной из резного черного дерева. Черный кабинет оформлен в стиле неоренессанс, что было характерно для интерьерного дизайна второй половины XIX века. Он тоже находится на первом этаже.
Еще на первом этаже находится дамская гостиная. Дамская гостиная, также известная как Будуар, была перестроена в конце XIX века для герцогини Зинаиды Дмитриевны Богарне. Архитектор Александр Александрович Степанов объединил две проходные комнатки с окнами на Неву в один большой будуар.
Стены гостиной были обтянуты шерстяной «рядьёй» с рюшем, а внизу, как и потолок, облицованы дубовыми филенчатыми панелями. Комната освещалась бронзовым фонарём работы известного английского мастера XVIII века Мэтью Болтона.
Жилое пространство гостиной было предельно насыщено разнообразной мебелью, множеством старинных предметов и старинных полотен европейских мастеров. Среди них были произведения из коллекции великой княгини Марии Николаевны, которые позднее оказались в собрании различных российских музеев. В шкафах и на столах размещался фарфор Берлинской и Руанской фабрик, Императорского фарфорового завода, а также предметы искусства Древнего Востока: китайские вазы и два декоративных слона из бронзы.
Особняк Румянцева: музей блокады Ленинграда
Эта экспозиция рассказывает о жизни города во время блокады. Эта экспозиция занимает 12 залов и включает в себя более 2000 экспонатов. Ленинград (ныне Санкт-Петербург) сыграл ключевую роль в годы Великой Отечественной войны, пережив одну из самых трагических страниц в своей истории — блокаду, которая длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска окружили город, захватив Шлиссельбург на востоке и блокировав все сухопутные пути. Финляндия блокировала город с севера. В городе осталось более 2,5 миллиона гражданского населения и около 700 тысяч военнослужащих.
На выставке представлены подлинные документы и фотографии, отражающие жизнь города в те годы. Экспозиция включает в себя военные реликвии, такие как знамена, оружие и обмундирование, которые использовались во время блокады.
Посетители могут увидеть предметы, которые использовались в повседневной жизни блокадников, такие как меню блокадников, дневники и другие личные вещи. Выставка включает произведения живописи и графики, созданные во время блокады.
Для более наглядного представления событий используются карты-схемы, макеты и модели, которые помогают понять стратегию и ход военных действий. Воссоздана комната блокадного жителя. Эта часть экспозиции позволяет посетителям увидеть, как жили люди во время блокады. Реалистичные диорамы и звуковое сопровождение создают атмосферу тех лет, позволяя посетителям погрузиться в историю.
В 1943 году блокадное кольцо было прорвано, а в 1944 году блокада была полностью снята в ходе Ленинградско-Новгородской операции. Блокада унесла жизни более 1,5 миллиона человек, причем большинство из них погибли от голода и холода.
Блокада Ленинграда стала символом героизма и стойкости его жителей. Многие культурные учреждения продолжали работать, поддерживая моральный дух горожан. Сегодня в Санкт-Петербурге есть много музеев и памятников, посвящённых блокаде, включая экспозиции в особняке Румянцева, где рассказывается о жизни города в те годы.
Экспозиции "НЭП и этюды из 1930-х гг."
Экспозиция посвящена периоду Новой Экономической Политики в Ленинграде и показывает, как менялся город в те годы. Новая экономическая политика (НЭП) была экономической стратегией, проводившейся в Советской России и СССР с 1921 по 1928 год. Она была принята на X съезде РКП(б) в 1921 году, сменив политику «военного коммунизма», которая привела к экономическому упадку в годы Гражданской войны и интервенции.
Экспозиция рассказывает о жизни города в 1920-х годах, когда НЭП стала ключевой экономической стратегией. На выставке представлены материалы, отражающие экономические реформы того времени, включая замену продразвёрстки продналогом, развитие частной торговли и предпринимательства.
Также экспозиция демонстрирует, как менялась культурная жизнь города в этот период. В Петрограде-Ленинграде открывались новые театры, кинотеатры, проводились выставки и фестивали. Выставка показывает, как изменились бытовые условия горожан. В городе начали появляться новые магазины, кафе и рестораны, а также развивалась система общественного питания. Экспозиция затрагивает социальные изменения, произошедшие в этот период, включая рост городского населения и развитие образования.
Важной частью городских праздников были демонстрации и парады. Особое внимание уделялось художественному оформлению города. Парады физкультурников стали традиционными, пропагандируя занятия физкультурой и спортом. 1930-е годы стали «золотым веком» киностудии «Ленфильм». На экраны вышли фильмы: «Трилогия о Максиме», «Семеро смелых», «Член правительства», «Чапаев» и другие.
Экспозиция “От будней к праздникам. Этюды из 1930-х гг.” демонстрирует повседневную жизнь и культурные события Ленинграда в 1930-е годы. Она рассказывает о жизни Ленинграда в 1930-е годы — период первых пятилеток и коренной реконструкции индустриальной базы города. Эта выставка демонстрирует как повседневную жизнь, так и праздничные события того времени.
На выставке представлены образцы продукции, выпускаемой заводами и предприятиями Ленинграда в 1930-е годы. Среди них — опытный образец синтетического каучука (1931), слиток первого советского алюминия (1932), телевизор «ВРК» (1937) и макеты лесовоза, рефрижератора, танкера, первого троллейбуса (1936), хлебозавода на Кушелевке.
Экспозиция “Коммунальный рай, или Близкие поневоле”
Экспозиция «Коммунальный рай, или Близкие поневоле» в особняке Румянцева в Санкт-Петербурге представляет собой реконструкцию типичной ленинградской коммунальной квартиры. Она рассказывает об истории и быте жителей таких квартир с 1920-х до 1980-х годов.
Экспозиция разместилась в помещениях бывшей коммунальной квартиры, сохранившей свою оригинальную планировку: четыре комнаты, узкий коридор и общая кухня. На выставке представлено более 1000 предметов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, многие из которых экспонируются впервые. Среди них бытовые приборы, мебель, радиоприемники, электробритвы и другие артефакты советской эпохи.
В экспозиции «живут» персонажи разных десятилетий: уплотненная хозяйка 1920-х годов, семья, перебравшаяся из деревни в 1950-е годы, представитель «неформальной молодежи» 1960-х и андеграундный художник 1970–1980-х годов.
Основные выводы
Посещение особняка Румянцева в Санкт-Петербурге позволяет посетителям познакомиться с историей здания и его владельцами, увидеть уникальные интерьеры и экспонаты, а также прикоснутся к некоторым периодам в истории Санкт-Петербурга. Музей очень разноплановый и интересный.
От интерьеров здесь осталась в основном только отделка залов, мебели и декора тут сохранилось довольно мало. Однако экскурсия очень интересная и позволяет узнать очень много интересного о владельцах особняка. Кроме того, кабинеты на первом этаже можно посмотреть только во время этой экскурсии, в остальное время проход туда закрыт.
У меня осталось какое-то неоднозначное впечатление от особняка, слишком разноплановые экспозиции там представлены, но посмотреть интересно. А вы были в особняке Румянцева? Что вам там больше всего понравилось? Если у вас остались какие-то вопросы, пишите, всем отвечу.
Оставить комментарий