Самое интересное в Кронштадте - это его форты. Кронштадт - это город, расположенный на острове Котлин, который находится в Невской губе. Форты Кронштадта строились для защиты Санкт-Петербурга. В этой статье я расскажу историю создания фортов и опишу, какие из них можно осмотреть и что там есть интересного.
Форты находятся на острове Котлин и вокруг него, какие-то на маленьких близлежащих островах, другие прямо в воде. Сейчас свою защитную функцию они утратили. В некоторые форты можно попасть, а на другие можно только посмотреть с борта катера или теплохода.
Форты Кронштадта: как попасть на остров и посмотреть форты
До Кронштадта можно добраться на машине или на автобусе. На машине можно заехать как со стороны Приморского района, так и со стороны Петродворцового района, ехать надо по КАДу через дамбу. В Приморском районе до КАДа можно добраться по Приморскому шоссе, а в Петергофском районе по Краснофлотскому шоссе.
Автобусы в Кронштадт ходят от метро “Проспект Просвещения” № 207 и от метро “Старая деревня” № 101. Маршрут № 101 проходит мимо метро “Беговая”, так что там тоже можно сесть. Автобусы № 101 ездят двух типов, один обычный и один экспресс (№101Э). Маршрут у них одинаковый до Кронштадта, но экспресс останавливается в Санкт-Петербурге только у метро “Беговая”, в Лисьем носу и на Горской и дальше уже в самом Кронштадте. На промежуточных остановках он не останавливается.
На автобусе № 207 добираться до Кронштадта 1 час 45 минут, на № 101 - 1 час 10 минут, а на №101Э минут 40. Время приблизительное и зависит от дорожной обстановки. Конечная остановка 207 и 101Э в Кронштадте - это ул. Гражданская, а 101 идет до Ленинградской пристани. Обратно автобусы отходят также от тех же остановок.
Дальше до части фортов можно добраться пешком либо пересев на другой автобус, но все равно ни один автобус рядом с фортами не останавливается, от остановок еще прилично придется пройти пешком. А на большую часть фортов, которые находятся на островах, можно попасть только по воде на катере, но не во все форты пускают.
Форты можно осмотреть на водной экскурсии по фортам. Экскурсии на теплоходах отправляются от форта “Константин” и от зимней пристани Кронштадта каждый час, продолжительность 45 минут. Это обзорная экскурсия, где вам подробно расскажут о фортах Кронштадта.
Экскурсия без высадки в фортах, на ней можно полюбоваться на форты только с воды. Билет стоит 900 рублей для взрослых, а для школьников 700 рублей. Билеты продаются в кассах на причалах и на официальном сайте форта “Константин”.
Экскурсии с высадкой в фортах предлагают различные туристические компании. Здесь экскурсия проводится на небольших катерах и для небольшого количества народа. Цена зависит от размеров группы и количества посещаемых объектов. Хорошие экскурсии предлагает турфирма Sputnik.
Форты Кронштадта, история
Форты Кронштадта - это целый комплекс оборонительных сооружений. Их всего было 22 сооружения, из них 19 морских и 3 береговых, это не считая отдельных батарей. Все форты были построены с 1704 года и до начала 1914 года. Сейчас они утратили свое оборонительное значение.
Первый форт “Кроншлот” был построен по указанию Петра I за одну зиму в период 1703-1704 годов. Он был построен в воде на мелководье. Крепость закрыла шведам подход к Невской губе и к строящемуся Санкт-Петербургу. Крепость освятили 18 мая 1704 года, этот день стал днем основания города Кронштадта. Форт “Кроншлот” не раз давал отпор шведам. Защита Кронштадта за все время его существования ни разу не была прервана.
В 1706 году построили крепость “Шанц”. Она стояла на Котлинской косе на месте Толбухинской батереи, и долгое время была основным укреплением на острове. Постепенно строились другие форты. Военная наука не стояла на месте, средства нападения с моря соревновались со средствами защиты от него и недавно построенные крепости через несколько лет уже нуждалась в модернизации и перестройке.
В 1824 году произошло сильное наводнение, которое затопило все крепости и практически весь остров. Кронштадтская крепость со всеми укреплениями была практически полностью разрушена, так как все строения были деревянными. После этого все форты перестроили в камне.
Форты строились в течение 200 лет, и каждый последующий был более современным и лучше защищенным. Несмотря на то что в 20 веке город утратил свое оборонительное назначение, он был закрытым для посещения до 1996 года. В 1996 году в город стали пускать туристов и иностранцев. Форты перестали использоваться и стали разрушаться. В 2019 году в Кронштадте начали создавать туристический кластер, в рамках создания которого планируется реконструкция трех фортов.
Форты Кронштадта: история каждого форта, где находятся и как попасть самостоятельно
Самые старые и самые известные форты Кронштадта - это форт «Кроншлот» (Коронный замок), «Император Петр I» («Цитадель»), «Император Александр I» («Чумной») и «Император Павел I» («Рисбанк»).
Кроме этих фортов, есть 7 номерных северных фортов и 3 номерных южных, они находятся на островах. Еще 3 форта размещены на острове Котлин («Риф», «Шанц» и Константин») и 2 форта находятся вне Кронштадта, на берегу финского залива (“Ино” и “Красная горка”). Кроме этого, есть форты «Тотлебен» и «Обручев» и батарея «Князь Меншиков».
Первый форт Кронштадта “Кроншлот” (Коронный замок)
Форт находится с южной стороны Кронштадта на насыпном острове. Добраться к нему можно только по воде. Это самый первый форт, построенный Петром I в 1704 году для защиты от шведов. Первый форт был деревянным, но в 1783—1798 годах его перестроили в камне. Форт строился зимой на мелководье. Основой служили так называемые “ряжи” - это срубы из бревен. Их делали тут же рядом на льду, сталкивали в воду и загружали камнями. Так получился насыпной остров, на котором построили форт.
Со временем форм утратил свое оборонительное значение из-за строительства более новых и современных фортов и в 1896 году его вывели из состава оборонительных сооружений. Одно время там хотели сделать тюрьму, но отказались от этой идеи. В результате форт отдали под склад боеприпасов.
В годы Великой Отечественной войны в форте базировался штаб ОВР Балтийского флота и были установлены зенитные орудия. А после войны там устроили лабораторию по размагничиванию кораблей. Сейчас форт находится на реконструкции, он входит в состав нового туристического кластера и в нем планируется разместить музейный комплекс с интерактивными экспозициями, объединенными темой «Кроншлот — первый форт Кронштадта».
Форт Петр 1 в Кронштадте (Цитадель)
Форт “Император Пётр I” находится с южной стороны Кронштадта недалеко от берега и соединен с ним дамбой. На остров можно попасть с территории парка “Остров фортов”. Но в сам форт не пускают, он отгорожен забором, можно прогулять только по пристани, которая находится на острове.
Форт строился в 1721—1724 годах, а затем в 1823—1824 годах перестраивался. Форт строился так же, как и Кроншлот на насыпном острове. Свое название “Петр I” он получил уже после перестройки. Во второй половине XIX века форт перешел во вторую линию оборонительных сооружений и стал перевалочной базой, а в 1896 его вывели из состава оборонительных сооружений.
Впоследствии здесь разместилась лаборатория по взрывчатым веществам, а форт стал принадлежать ВМС России. Сейчас здесь планируется проведение реконструкции. В форте планируется разместить музейный комплекс и тематические экспозиции, посвященные минно-взрывному делу.
Форт “Император Александр I” (Чумной)
Форт “Император Александр I” очень напоминает знаменитый французский форт “Боярд”. Он размещается тоже на насыпном острове с южной стороны Кронштадта недалеко от форта Петр I. Добраться до форта можно только по воде, но он закрыт для посещений, так как там идет реконструкция.
Форт был построен в 1836—1845 годах, но оборонительным сооружением пробыл недолго, как и другие форты его в 1896 вывели из состава оборонительных сооружений. После этого на острове организовали противочумную лабораторию. В 1896 году во время третьей пандемии чума добралась до России, и для борьбы с ней организовали лабораторию. А форт идеально подходил под это дело, так как был изолирован от внешнего мира.
Жители Кронштадта боялись того, что делалось в лабораториях. Общение находящихся в форте с внешним миром было сильно ограничено. Сообщение между берегом и фортом было организовано с помощью маленького пароходика с названием "Микроб".
Испытания проводили на животных, так что на острове была своя конюшня и крематорий, где сжигали умерших животных. Лаборатория просуществовала до революции, а затем ее перевезли в Саратов. А в форте организовали склад минно-трального оборудования.
В наше время в форте снимали фильмы, а в конце 20 века там даже устраивали дискотеки. Раньше в него можно было свободно попасть с воды. Сейчас форт закрыт, его реконструируют, там обещают сделать музейные экспозиции, посвященные борьбе с вирусами и гостиницу, а также протянуть до форта канатную дорогу.
Форт “Император Павел I” (Рисбанк)
Форт “Император Павел I” также находится с юга от Кронштадта на маленьком острове. Так как от форта мало что осталось, одни развалины, то он не охраняется и попасть туда по воде несложно. Сюда возят экскурсии и остров с остатками форта можно рассмотреть вблизи.
Форт был построен в 1807—1812 годах во время континентальной блокады Англии, к которой присоединилась Россия. Тогда существовала угроза появления в финском заливе английской эскадры. Первый форт был деревянным как и другие, в камне его перестроили в 1845 году. После модернизации форт переименовали из “Рисбанка” в “Императора Павла I”. В свое время это был самый мощный и большой форт в Кронштадте.
Форт простоял благополучно до 1919 года, после утраты своего оборонительного значения там хранились корабельные мины и торпеды. Но в 1919 году на территории форта взорвали мины для подачи сигнала к началу восстания в форте “Красная горка”. Форт тогда сильно пострадал.
А прикончило его человеческое разгильдяйство. Несколько матросов с корабля «Парижская коммуна» высадились на берег и подожгли мину. Мина, естественно, загорелась, а матросы сбежали. Дым увидели матросы с Авроры и, высадившись на берег, попытались оттащить мину в воду, но не успели. Мина взорвалась и цепочкой за ней начали взрываться другие мины. Громыхало целые сутки, обломки раскидало на 25 км. и от форта мало что осталось. Во время Великой Отечественной войны форт окончательно добили.
Северные форты Кронштадта
Всего северных морских фортов 7. Северные номерные форты находятся с северной стороны Кронштадта и расположены вдоль дамбы. С одной стороны дамбы 2 форта и 5 фортов с другой стороны. До трех фортов можно добраться по земле, они соединены с дамбой, а остальные 4 находятся на островах, и до них можно добраться только по воде.
Северные номерные форты были построены в период с 1854 - 1856 годы. Форты 1-6 были построены инженером Зверевым, четвертый форт даже получил его имя. А седьмой форт был построен инженером, генерал-майором И. Г. Дзичканец. Форты перекрывали фарватер от Лисьего носа до острова Котлин.
Северные форты № 3, 5 и 7 прослужили по своему прямому назначению до 1886 г., а затем использовались как склады. Во время Великой Отечественной войны в фортах установили зенитные батареи. Сейчас все форты заброшены и частично разрушены, и продолжают разрушаться, планов по их восстановлению нет.
Южные форты Кронштадта
Южные номерные форты находятся с южной стороны Кронштадта, их всего три. Все они находятся на островах и добраться до них можно только по воде. Форты строились в 1855-1856 годах по проектам главного инженера Э.Тотлебена. Двум фортам присвоены имена, второй “Дзичканец”, а третий “Граф Милютин” в честь политического деятеля генерал-адъютанта Д. Милютина.
После утраты своего оборонного назначения форты использовали как склады, а во время Великой Отечественной войны в фортах установили зенитные орудия. Через южный форт № 1 проходила Малая Дорога Жизни. Сейчас все форты заброшены и потихоньку разрушаются, планов на их восстановление никаких нет.
В форт “Граф Милютин” часто возят экскурсии. Остров очистили от деревьев и зарослей кустарника и форт можно свободно осмотреть. Оставшиеся 2 южных форта сохранились хуже, там особо смотреть нечего, поэтому экскурсии туда не возят. Большинство туристов посещают островные форты зимой, когда к ним можно добраться по льду, но надо быть очень осторожным, лед не везде прочный.
Форты на острове Котлин
На острове Котлин тоже есть 3 форта и 1 батарея. Во все форты можно спокойно добраться. Форт «Шанц» и на батарею «Князь Меншиков» можно посетить свободно, а вот в фортах «Риф» и «Константин» сделаны музеи и вход туда платный. Добираться до всех фортов лучше всего на машине, на общественном транспорте очень неудобно.
Форт “Риф”
Форт “Риф” находится на западной оконечности косы острова Котлин в природном заказнике “Западный Котлин”. Доехать до форта нельзя, так как это территория заказника. Ближайшая точка, до которой можно добраться на машине или автобусе - это вход в природный заказник, там оставляете машину, а дальше пешочком минут 20 или на гольфкаре.
Он ходит по расписанию где-то 1 раз в час. Точное расписание можно посмотреть на сайте форта. Остановка экологического гольфкара находится сразу за шлагбаумом на входе в природный заказник. Еще до заказника можно доехать на автобусе 2КР.
Форт “Риф” работает только в выходные с 11:00 до 19:00. Билеты продаются на входе в кассе. Билет стоит 150 рублей, а для детей до 8 лет – бесплатно. Отдельно надо покупать билеты для посещения подземных галерей и выставки. Можно купить комплексный билет на все сразу за 500 рублей. По выходным проводятся экскурсии по предварительной записи, стоимость экскурсии 250 рублей.
В 1705 году на том месте, где сейчас находится форт, была установлена небольшая батарея на три орудия, получившая наименование Толбухина. Она была установлена для защиты от шведов. Сам форт «Риф» был построен в 1889 году как испытательный полигон.
В 1891 году на этом месте построили первую скрывающаяся башню для скорострельной 57-мм пушки системы Норденфельда. Потом построили еще несколько скрывающихся башен. В 1904 году здесь возвели временную батарею на восемь 9-дм. мортир. Работы по укреплению и модернизации форта велись до 1910 года.
После революции форт не потерял свое оборонное назначение. В 1925 году его переподчинили морскому флоту. Во время Великой Отечественной войны в форту была установлена теплопеленгаторная станция. Форт принимал активное участие в защите Кронштадта.
Батарея просуществовала до 1973 года, но форт продолжал использоваться частями Балтийского флота. Военные покинули это место только в 2014 году. Затем форт взяли в аренду и создали здесь музейный комплекс, который работает по сей день и который можно посетить.
Форт “Шанц”
Форт “Шанц” находится посередине косы на западной оконечности острова Котлин, перед природным заказником “Западный Котлин”. Форт открыт для свободного посещения. Добраться до форта можно на машине или на автобусе 2КР. Автобусная остановка находится недалеко от форта на Кронштадтском шоссе.
Форт был построен в 1706 году для защиты от шведов и получил название крепость "Св.Александра". Довольно долгое время, этот форт был основным укреплением на острове, а затем его забросили. В начале XIX века форт опять начали использовать, там построили деревоземляную «Александровскую» батарею. В дальнейшем форт еще несколько раз модернизировали и укрепляли.
Свое боевое значение форт утратил только в 1930 году. В нем был оборудован командный пункт Командующего Береговой Обороной, который просуществовал там всю Великую Отечественную войну. Сейчас форт заброшен и медленно разрушается. Его можно свободно посетить, но будьте осторожны там много открытых вентиляционных шахт.
Батарея “Князь Меншиков” в Кронштадте
Батарея “Князь Меншиков” находится с южной стороны Кронштадта у входа в Купеческую гавань на молу. Батарею построили 1826 году для защиты южного фарватера. Затем батарею несколько раз модернизировали и укрепляли. В 1896 году батарея утратила свое оборонительное значение.
До Великой Отечественной войны батарея использовалась как склад, там хранили боевые припасы и военное имущество. А во время войны там установили два 100-мм орудия. После войны верхние ярусы батареи разобрали. Сейчас от батареи остались одни руины, по которым активно лазят местные жители. Рядом с батареей находится кладбище погибших кораблей, которые тоже потихоньку растаскивают.
Форт “Константин”
Форт “Константин” находится на юго-западном берегу острова Котлин, недалеко от КАДа. Добираться до него неудобно. Комфортно добраться можно только на машине. Рядом с фортом есть стоянка. А вот на общественном транспорте до форта не добраться. Можно доехать до остановки Кронштадтское шоссе, 38, а дальше дойти пешком вдоль КАДа.
В форте “Константин” размещается музейный комплекс. Комплекс работает с 10:00 до 20:00 всю неделю без выходных. Помимо сооружений самого форта, в музейном комплексе есть два музея: музей маяков и музей “Пушкарь”. Они работают с 12:00 до 20:00, понедельник выходной.
Стоимость билетов:
- входной билет на форт 150 рублей, дети до 7 лет бесплатно;
- входной билет и музей маяков 500 рублей взрослым, 400 рублей льготные категории, дети до 7 лет бесплатно;
- входной билет и музей "Пушкарь" 400 рублей взрослым, 300 рублей льготные категории, дети до 7 лет бесплатно;
- единый билет 700 рублей взрослым, 600 рублей льготные категории, дети до 7 лет бесплатно.
Форт был построен в 1868—1879 годах. Свое название форт получил в 1834 году в честь сына императора Николая I Константина. Форт использовался в основном как испытательный полигон. А во время Великой Отечественной войны орудия форта прикрывали Ораниенбаум. В 1960-е годы форт был покинут военными и его потихоньку разграбили.
В 1980 году начали строить дамбу, и форт превратили в автобазу. С 2000 года форт использовали как площадку для проведения дискотек, там проводили рейв фестивали. А с 2006 года, новый владелец форта АО «Третий Парк» создал там историко-культурный комплекс.
В форте можно осмотреть остатки батарей и забраться на крышу бывших казарм. В самих казармах сейчас находятся музеи. Музей маяков посвящен маячной службе, там можно посмотреть на модели маяков и гигантские линзы. В музее находится более 100 уникальных рабочих экспонатов. В стоимость билета входит экскурсия.
Музей “Пушкарь” посвящен истории форта “Константин”. Здесь можно осмотреть внутренние помещения батареи Брылкина, орудийные дворики, узнать, как жили и проходили службу солдаты в этом форту. Многие экспонаты были найдены в самом форту, а некоторые подняты со дна финского залива.
У форта есть своя арт-зона, в которой находится знаменитая скульптура "Форточка в Европу". На территории форта есть пристань откуда отправляются прогулочные теплоходики и катера. Можно заказать как групповую экскурсию на теплоходе, так и индивидуальную на катере с посещением некоторых маяков. Касса находится на пристани.
Кроме этого, на территории форта находится самый большой в Санкт-Петербурге яхт-клуб. Еще здесь есть плавучий отель с комфортабельными номерами, кафе с авторской кухней и вертолетная площадка. Также на территории форта находится уникальный кемпинг на колесах, переделанный из старых автобусов, такого больше в России нигде нет.
В парке активного отдыха «Кингвинч», расположенного также на территории форта, можно заняться вейкбордом, вейксерфом, сапсерфои, полазить на скалодроме или в веревочном парке, покататься на электробайке или просто пожарить шашлыки на берегу залива в комфортной беседке.
Форты “Тотлебен” и “Обручев”
Форты “Тотлебен” и “Обручев” возводились самыми последними. Они находятся с севера от Кронштадта между западной оконечностью косы острова Котлин и Сестрорецком. Добраться до них можно только по воде. Зимой по льду лучше не рисковать, так как они находятся довольно далеко от берега и от дамбы.
Форт под литерой “А”, в последствие получивший название “Тотлебен” был построен в 1896-1913 гг. Во время Великой Отечественной войны этот форт защищал Сестрорецк. После войны форт использовали военные. Сейчас он заброшен и разваливается. Подплывать к форту опасно, там везде отмели и груды металлолома.
Форт под литерой “В”, переименованный в “Обручев” строился одновременно с фортом “Тотлебен” в 1896-1913 гг. Он принимал активное участие в войне с финнами, а затем и с немцами. После войны в 50-е годы его забросили и разграбили. Сейчас там одни руины, добраться до него можно только по воде, но и это опасно из-за отмелей и металлолома.
Береговые форты Кронштадта
Береговых фортов всего три, два находятся в Ломоносовском районе на берегу финского залива, а один в Выборгском районе. Они полностью перекрывают вход в невскую губу со стороны Финского залива. Так как все форты находятся на берегу, в них свободно можно попасть, но добираться до них надо на машине, так как общественный транспорт туда не ходит.
Форт “Красная горка”
Форт “Красная горка” находится в Лебяженском городском поселении Ломоносовского района. Можно добраться до поселка Лебяжье на автобусе или на электричке, а оттуда дойти до форта или доехать на электричке до станции “68 км.”, а оттуда уже пешком. Лучше всего, конечно, добираться на машине, на ней можно подъехать прямо к форту, там нормальная дорога.
Форт построили в 1909—1914 годах для защиты Кронштадта и Санкт-Петербурга от возможных атак немецкого флота. В 1918 году для предотвращения захвата форта немцами, форт заминировали. Потребность во взрыве отпала, но заряды не убрали, что послужило причиной разрушения форта. Во время сильной грозы снаряды сдетонировали и форт сильно пострадал. А в 1919 году гарнизон форта поднял антибольшевистское восстание, которое было подавлено.
Форт принимал активное участие в защите Ленинграда во время Великой Отечественной войны, а после войны в форте устроили склады. Военные покинули форт в начале 1990-х, и форт начали грабить, утащили весь металлолом, который смогли срезать. Сейчас территорию форта превратили в музей. Музей не частный и не государственный, а народный. Он работает по выходным с 11-00 до 19-00 часов., вход бесплатный. Все экспонаты музея можно потрогать и по всей территории форта полазить.
Форт “Серая лошадь”
Форт “Серая лошадь” находится дальше по берегу финского залива на мысе Серая Лошадь в районе деревни Чёрная Лахта. Нормальной дороги до форта нет. Хорошая дорога заканчивается в деревне Черная Лахта или с другой стороны в деревне Пулково, а дальше есть только проселочные дороги, да и то по ним совсем близко к форту не подъедешь. Ориентир - разрушенные ворота лагеря Высшего военно-морского училища подводного плавания с запрещающими надписями.
Форт "Серая лошадь" строился в 1909 - 1915 годах с целью воспрепятствовать обходу с суши и захвату форта "Красная Горка". Название форта несколько раз менялось, он был фортом “Передовой”, затем фортом “Бухарин” и фортом “Красногвардейским”. Форт “Серая лошадь” вместе с фортом “Красная горка” принял участие в антибольшевистском восстании. В 1925-1928 гг. форт модернизировали. В Великую Отечественную войну крепость была центром обороны Ораниенбаумского плацдарма:
Форт использовался военными до 1955 года, затем в конце 1970–х здесь организовали летнюю базу училища подводного плавания и школу боевых пловцов. Окончательно форт покинули в 2010–х, и мародеры начали растаскивать все, что было в форту. Сейчас фортом занимаются волонтеры форта “Красная горка”, они очистили территорию форта от мусора и благоустроили, так что там можно спокойно погулять и полазить по подземным казематам.
Форт “Ино”
Форт “Ино” находится на противоположной стороне Невской губы напротив форта “Красная горка” в Выборгском районе рядом с поселком Песочное (не путать с поселком Песочный в Курортном районе). Добраться до форта можно на машине по Приморскому шоссе или на электричке с Финляндского вокзала до станции “72 км.”, а дальше немного пройтись. Еще сюда ходят автобусы с Зеленогорска.
Форт строился в 1909—1916 годах как пара для форта “Красная горка”. Вдвоем они полностью простреливали все пространство Невской губы, исключая возможность вражеским кораблям пройти мимо них. Это был большой и хорошо оснащенный форт, но, к сожалению, просуществовал он недолго.
В 2018 году финны напали на форт, было принято решение оставить форт, но чтобы укрепленная позиция не попала в руки врага, форт взорвали. А в 1921 году по условиям Тартуского договора финны должны были уничтожить остатки форта.
В советское время форт опять начали эксплуатировать, там построили 152 мм батарею, которая простояла до начала 1960-х годов. Однако военные из форта не ушли, в нем устроили секретный испытательный полигон, на котором испытывали влияние радиации на живые организмы. Военные покинули форт в конце XX века. Сейчас форт заброшен. В 2022 году там начали работать экоактивисты, они очищают форт от мусора и планируют создать там туристический маршрут.
Основные выводы
Фортов в Кронштадте очень много, но осмотреть можно только малую часть. Большая часть фортов Кронштадта заброшена и разрушается. Три форта превращены в музеи и еще три находится на реконструкции. Планов по реконструкции остальных фортов не существует.
Все форты Кронштадта за один раз и даже за несколько дней осмотреть нереально, они разбросаны на большом расстоянии друг от друга и до большей части можно добраться только по воде. Самый лучший вариант в данном случае - это групповая или индивидуальная экскурсия по фортам на теплоходе или катере. Во время экскурсии можно увидеть самые старые и самые интересные форты Кронштадта.
Все остальные форты можно посмотреть только самостоятельно или наняв катер. Но ко многим северным фортам даже по воде подобраться сложно, там мелководье и мусор. Большинство туристов, которые интересуются фортами, посещают их зимой по льду. По льду можно проникнуть в большинство фортов, правда, это тоже довольно опасно, так как лед там не всегда прочный и ровный.
Я была на морской прогулке на теплоходике и посетила те форты, которые доступны с суши. Внутри фортов, расположенных на островах, не была, но очень хотелось бы. А вы в каких фортах были и как в них попали? Расскажите об этом в комментариях. Если у вас остались вопросы, пишите, всем отвечу.
Оставить комментарий